8 (7187) 37-25-01, 37-43-33 8-701-781-82-97
Блок

 

top_feedback.jpg

Прага

                                                                   Прага

"Злата Прага", "Сердце Европы", "Стобашенная"... Какими только эпитетами не награждали этот благословенный город его восторженные поклонники, недостатка в которых он не знал даже в самые черные дни своей истории.

"Город сотни шпилей" был основан в X веке и на протяжении своей долгой истории был резиденцией чешских королей, принцев, императоров и президентов.

Прага - хранилище лучших образцов архитектурных стилей и изысков романизма, готики, барокко, Арт Ново, кубизма и модернизма. Удивительно то, что строения этих стилей гармонично сосуществуют на улицах древней чешской столицы столетиями, придавая этому городу неповторимый шарм и притягательность.

После "бархатной революции" 1989 г., очнувшись от социалистической спячки, Прага вдруг стала одним из главных центров мирового туризма. Теперь сюда приезжает столько народу, что отели не в состоянии вместить всех желающих . Но пражане очень быстро поняли, какие выгоды сулит радушному хозяину прием иностранных гостей. Ныне туристический сезон в столице Чехии продолжается круглый год. Гвоздем культурной программы считается музыкальный фестиваль "Пражская весна", но уже появились аналогичные "зима" и "осень".

Не тоскуйте по недавнему прошлому, когда пражские достопримечательности можно было изучать спокойно и почти без помех. Сегодня через исторический центр города устремляется непрерывный поток туристов, увлекающий за собой любого даже против его воли. А в хорошую погоду по субботам и воскресеньям Карлов мост испытывает постоянные перегрузки. И даже ночью он не находит покоя, так как здесь веселится до утра пестрое общество со всех концов света. И все-таки: в стороне от исхоженных туристских троп внимательный глаз отыщет тихий уголок, разглядит характерные приметы жизни города.

Прага, раскинувшаяся на берегах Влатвы, занимает площадь около 500 кв. км и разделена на 15 районов. Длина реки в черте города составляет 31 км, глубина до 4 м и ширина до 300 м.

Название города происходит, по преданию, от чешского слова "prah" (порог). Когда-то здесь был брод, служивший для безопасной переправы через бурную Влатву. Это место, где пересекались пути торговцев янтарем и солью, было прямо-таки создано для торгового послеления. Судя по древнейшим свидетельствам, люди начали обосновываться здесь еще в дохристианские времена. В средние века отдельные маленькие рынки превратились в важный перевалочный пукт для товаров со всей Европы. На месте, где стоит сегодня Пороховая башня, встречались купцы из Москвы и Мадрида, из Скандинавии и Сицилии. Именно тогда Прага стала "сердцем Европы". Ее политический статус также вырос: она дважды становилась столицей империи - при Карле IV (1346-1378) и при Рудольфе II (1576-1612). В наши дни президент Гавел стремится вернуть Праге былое политическое значение.

Река Влтава делит город на две части. Она берет свое начало на юге Чехии и течет на север. Левый берег - с Градчанами и кварталом Мала Страна - крутой и возвышенный, правый - со Старым и Новым городом - лишь немного поднимается на уровнем реки. Ее берега одеты в гранит. Река в черте города омывает восемь островов. В Праге насчитывается 18 мостов через Влтаву, самый знаменитый из них - Карлов мост.

Когда смотришь на царство камня во внутреннем городе, с трудом веришь, что почти половина городской территории занята садами и парками. Некоторые из этих зеленых островов имеют статус заповедников, и их посещение строго регламентировано.

Три больших парка на левом берегу Влатавы как нельзя лучше подходят для длительных прогулок. Это прежде всего холм Петршин, "домашняя гора" пражан, до которой проще всего добираться на фуникулере от улицы Уезд (Ujezd). Именно этот укромный уголок, место весенних любовных свиданий, выбрал Кафка для казни своего героя Йозефа К. в романе "Процесс". С юга, за возведенной Карлом IV Стеной голода, к Петршину примыкает Сад Кинского, с севера - принадлежащий немецкому посольству Лобковицкий сад. Через Страговский сад можно пройти к одноименному монастырю, ставшему Музеем национальной письменности.

Летенские сады находятся на высоком плато над Влтавой, напротив Старого города. Ганавский павильон, жемчужина модерна, был построен к юбилейной выставке города в 1891 г. Через мост в западной части можно попасть в Хотковы сады, а оттуда - в Королевский сад с летним дворцом королевы Анны Бельведер, построенным в 1534 г. между Оленьим рвом и Мариинскими валами.

Лесной заповедник Стромовка лежит к северу от Летенских садов, на влтавской петле. Этот парк был заложен королем Пршемыслом Отакаром II в качестве охотничьего заповедника. При Рудольфе II был построен загородный дворец и выкопаны рыбные пруды, которые заполнялись влтавской водой через специальную штольню.

С южной стороны к парку примыкает территория Выставки подготовленная к 1891 г. и ставшая теперь парком отдыха с несколькими концертными залами и десятками аттракционов для детей.

Приехать в Прагу можно в любое время года! Средняя максимальная температура днем здесь составляет: -1,1 С в январе и +24,1 С в августе; средняя минимальная температура ночью: -4 С в январе и +13,4 С в августе.

В мае-июне на фестиваль "Пражская весна" собираются гости со всего мира, и в городе становится по-настоящему тесно. во время каникул (июль-август) столица Чехии наполняется туристами, тогд как сами пражане используют любую возможность очутиться на лоне природы. Мягкое сентябрьское солнце заливает город меланхолическим светом, а частные туманы в октябре-ноябре погружают его улицы в волшебный полумрак. Зимний снег придает крышам и куполам особое очарование, но, смешивая с городской пылью, быстро превращается в грязную кашу, не располагающую к пешим прогулкам. У такой погоды есть, впрочем, свои преимущества: можно любоваться пражскими достопримечательностями в блаженном уединении. За исключением, конечно, праздничный дней.

Праздники.

Январь: "Пражская зима". Первая неделя года объявлена фестивальной неделей культуры.

Февраль:Матейская ярмарка на территории Выставки.                                                                    

Март: Фестиваль современной музыки.

Апрель: Пасхальный фестиваль камерной музыки в монастыре Св. Анежки.

Май - июнь: "Пражская весна". Культурное событие года, в котором принимают участие лучшие оркестры, музыканты и певцы мира.

Июль: Квадриеннале театральной техники (проходит с 1995 г., раз в 4 года).

Дни памяти в деревне Лидице.

Театральный фестиваль на Стрелецком острове. Для самодеятельных трупп и экспериментальных театров.

Фестиваль духовой музыки. Трехдневный парад духовых оркестров в Колине (около 40 км к востоку от Праги).

Шкода Чех Оупен. Теннисный турнир серии АТР.

Сентябрь: "Пражская осень". Музыкальный фестиваль в зале Сметаны.

Большой осенний приз. Скачки на пражском ипподроме.

Октябрь: Большой Пардубицкий стипльчез. Труднейшие скачки с препятствиями в Европе, проводятся в Пардубицах (около 100 км к востоку от Праги).

Ноябрь - декабрь: Международный фестиваль джаза.

 

Рестораны, Бары, Винарни и пивные, которые мы советуем Вам посетить:

"У Флеку" - Kremencova 11 Nove Mesto, Praha 1

Один из старейших чешских ресторанов с национальной кухней и собственным темным пивом, которое производится прямо на месте. Блюда от 100 крон.

"У Калиха" - Na bojisti 12/14 Nove Mesto, Praha 2

Знаменитый ресторан, связанный с именем бравого солдата Швейка. Ярослав Гашек часто любил захаживать туда, где за кружкой пива сочинялись главы о Швейке. На стенах ресторана можно оставить на память свой автограф и купить сувениры, связанные с именем Швейка. Блюда от 120 крон.

"У Двоу кочек" /У двух крошек/ - Uhelny trh, Stare Mesto, Praha 1

Ресторан в Старом городе с нациоанльной чешской кухней. Блюда от 120 крон. Пиво - "Пльзеньский праздрой" 22 кроны.

"Новоместский пивовар" - Vodickova 20/ Nove Mesto, Praha 1

Типичный чешский ресторан со стилизованными залами, своей кухней и пивом, которое производится на месте. В ресторане есть возможность ознакомиться с методами пивоварения. Блюда от 100 крон. Пиво - "Новоместский пивовар" 25 крон.

"Ла Прованс" - Stupartska, Stare Mesto, Praha 1.

Стилизованный ресторан с французской кухней и двумя верхними залами "Банана клаб" и "Топаз бар". Вечером живая музыка. Блюда от 200 крон.

"Молли Малоун" - U Obecniho Dvora, Stare Mesto, Praha 1.

Ирландский ресторан с камином недалеко от Староместской площади. Ирландская национальная музыка. Блюда от 150 крон. Пиво - "Гиннесс", "Килкенни" 80 крон.

"Козичка" - Kozi, Stare Mesto, Praha 1.

Ресторан в 2 мин. хотьбы от Староместской площади. Блюда от 100 крон. Пиво "Крушовице" 25 крон.

"У Двоу Слунцу" - Nerudova, Mala Strana, Praha 1.

Ресторан на Нерудовой улице прямо под Пражским градом. Типичная чешская кухня. Блюда от 80 крон. Пиво "Крушовице" 50 крон.

"Яма" - V Jame 7, Nove Mesto, Praha 1.

Ресторан расположен рядом с Вацлавской площадью. Блюда от 60 крон. Пиво "Старопрамен" 24 кроны.

"Circle Line" - Malostranske namesti 12 Mala Strana, Praha 1

Ресторан преимущественно с морскими блюдами рядом с костелом Св. Николая на Малой Стране. Блюда от 180 крон. Пиво - 70 крон.

"Либковичкая винарня" - Vlasska 17 mala Strana, Praha 1

Вина от 80 крон за 0,2 л.

"Чертовка" - U Luzickeho Seminare 24

Винарня, с летней террасой прямо под Карловым мостом. Вина от 90 крон за 0,2 л.

 

Любители ночной жизни могут побывать в:

"Radost FX" - Belehradska, Praha 2.

Дискотека и клуб в 5 мин. хотьбы от Вацлавской площади, ст. метро И.П.Павлова.

"Rock kafe" - Narodni trida, Nove Mesto, Praha 1.

Рок-кафе рядом с Вацлавской площадью.

Jazz Club "Reduta" - Narodni trida, Nove Mesto, Praha 1.

Джазз-клуб рядом с Вацлавской плоащдью. Вечером живая музыка и концерты.

"Roxy" - Dlouha trida, Nove Mesto, Praha 1.

Дискотека недалеко от Староместской площади.

"Red Hot and Bluse" - Jakubska 12, Stare Mesto, Praha 1.

Ресторан с мексиканскими блюдами (блюда - от 120 крон, пиво - 60 крон) и джаз-клубю с летней террасой прямо за универмагом "Котва" вблизи Староместской площади.

"Lavka", "Karlovy Lazne" - дискотеки у Карлова моста. Вход 50 крон. Проезд до ст. метро "Староместская" или на трамвае 17, 18 до остановки "Karlovy Lazne".

"U zlateho stromu" - Karlova 6, Stare Mesto, Praha 1.

Дискотека у Карлова моста. Стрип шоу. Вход 50 крон.

"Music Park" - Francouzska 4, Vinohrady, Praha 2.

Одна из самых больших дискотек в Праге. Проезд до ст. метро "Намести Миру"

 

                                            Достопримечательности  

Староместская ратуша знаменита своими курантами (Orloj), состоящими из движущихся кукол, сферы и календаря.
Построенные в 1410 г. часы уже в течение многих лет являются символом Праги.
Первоначальное оформление астрономических часов, установленных в начале XV в. на южной стороне ратушной башни, приписывается Микулашу из Кадани. Закончил их уже в конце XV в. астроном Карлова университета магистр Гануш.
По легенде, он был ослеплен муниципальным советом сразу после окончания работы, чтобы уже никогда не смог повторить своего шедевра. В качестве возмездия, Гануш бросился в механизм часов и быстро умер. Часы оставались в беспорядке в течение почти целого столетия.
Диск календаря с аллегориями месяцев выполнен чешским художником Йозефом Манесом (оригинал хранится в городском музее). Создатели часов сумели вложить в их устройство множество известных к тому времени сведений о небесной механике. На внешнем циферблате отмечается время суток, на меньшем внутреннем диске – положение созвездий зодиака, а также Солнца, Луны и Полярной звезды. Каждый час под звон колокола старухи-смерти в оконных отверстиях над часами появляется процессия апостолов, а завершается этот театр пронзительным криком петуха. Фигура турка напоминает о той опасности, которую в течение столетий представляла для Габсбургов Османская империя. Две фигуры с левой стороны курантов – аллегории человеческой скупости и тщеславия. Каждый час все начинается сначала. Это своеобразное представление показывается с небольшими перерывами уже более 500 лет!

Тысячи людей собираются каждый день перед знаменитыми Астрономическими Часами Старой Ратуши, чтобы понаблюдать за удивительным представлением боя часов, которое совершается каждый час с 8-ми утра до 8-ми вечера.
Особенно красивый вид на часы открывается из кафе «Milena», расположенного напротив и носящего имя возлюбленной Франца Кафки.

Совершенно невозможно определить время дня с помощью этих часов, смотря на них снизу. Для этого Вы должны подняться на самый верх башни Старой Городской Ратуши.
Астрономические часы с многочисленными стрелками и отметками показывают также фазы луны, дни равноденствия, позицию Солнца в зодиаке и многочисленные христианские праздники.
Стоит также подняться на башню Ратуши, где открывается превосходный вид на Староместскую площадь.



 Старое еврейское кладбище  протянулось от Широкой улицы до улицы 17 ноября. Одной стороной кладбище примыкает к монументальному зданию художественно-промышленного музея (музей декоративно-прикладного искусства).
Вход на кладбище находится в конце улицы. У старого кладбища, начинающейся около Староновой синагоги. Относится к важнейшим еврейским памятникам в мире.
Кладбище появилось в первой половине XV века. После ликвидации еще более старого кладбища в Новом городе (там, где сейчас находится Владиславова улица) сюда были перенесены некоторые готические надгробия. До 1787 г. здесь хоронили всех живших в Праге евреев. На крохотном участке насчитывается более 200 000 захоронений.
Старейшее сохранившееся надгробие Старого еврейского кладбища стоит над местом погребения Авигдора Кара (ум. в 1439 г.), позднейшее – Моисея Бека (ум. в 1789 г.). Около 12 000 находящихся здесь надгробных памятников образуют причудливые нагромождения, возникшие в результате того, что старые захоронения покрывались новыми слоями земли для последующих захоронений. Вначале надгробия делали из песчаника, позднее – из белого и розового сливенецкого мрамора; зачастую на них указывается имя или профессия погребенного.
На кладбище похоронен ряд выдающихся личностей, в их числе Иегуда Лёв бен Бецалел, более известный как рабби Лёв (ум. в 1609 г.), который, согласно легенде создал во времена правления Рудольфа II искусственного человека - Голема. С 1975 года проводятся систематические работы по реставрации и консервации надгробий, в рамках которых у захоронений наиболее выдающихся личностей установлены таблички с их именами и краткой информацией о них. У входа на кладбище находится церемониальный зал, построенный в 1906 году в новороманском стиле. Здесь развернута выставка, представляющая церемонию похорон по иудейскому обычаю.


Вацлавская площадь (Vaclavske namesti) стороной не обойти. Как ни старайся избежать единственного места в Праге, где жизнь кипит и в три часа ночи, обязательно обнаружишь себя стоящим в ее центре, среди толп спешащих людей, под вывесками многочисленных ресторанов и магазинов. Потому что Вацлавак, как называют ее пражане, - сердце города, прогоняющее людские потоки, как настоящее сердце кровь. Град, Малу Страну и Старе Место чехи давно отдали на разграбление туристам. Нове Место, Винограды и Жижков оставили себе. На Вацлавской те и другие встречаются, чтобы через минуту опять разбрестись: пражане по своим пивным, туристы - по своим достопримечательностям. 

Бывший конский рынок стал называться Вацлавской площадью в 1848 году, когда с состоявшейся здесь национальной мессы началось антигабсбургское восстание. В 1918 году народ праздновал здесь освобождение от гнета империи. В 1948-м - рабочие требовали отдать всю власть коммунистам, в 1989-м - миллионная толпа, наоборот, требовала у коммунистов отдать власть. Огромные демонстрации собираются здесь по любому поводу. На Вацлавак чехи приходят, когда их сборная выигрывает чемпионат мира по хоккею, или когда правительство снимает популярного директора Центрального телевидения. По последнему поводу в январе 2001 года митингующих было сто тысяч.

На площадь в привычном значении этого слова Вацлавак не похож - скорее на широкий бульвар. Начинается он с конного памятника святому Вацлаву. Здесь - "под хвостом" - назначают 90 процентов встреч (остальные 10 случаются под часами на Староместской). Первый памятник Вацлаву был поставлен в 1680 году, конкурс на создание нынешнего выиграл отец чешской скульптуры Йозеф Вацлав Мыслбек. Его бронзовый Вацлав с 1812 года сидит на коне, сжимая в правой руке копье, в окружении четырех святых - Прокопа, Войтеха, Людмилы, приходившейся князю бабушкой, и Анежки. Вацлав был из рода Пршемысловичей, княжил в X веке, принял обет целомудрия, пытался насаждать христианство не только в Чехии, но и в Германии. Это не нравилось ни его матери-язычнице, ни немцам, которые науськали на него брата. Болеслав Жестокий убил 28-летнего Вацлава Доброго у входа в церковь, о чем в конце своей долгой жизни горько сожалел.

16 января 1969 года прямо перед памятником сжег себя студент Ян Палах в знак протеста против оккупации Чехословакии войсками стран Варшавского договора. 25 февраля того же года, в годовщину коммунистической революции, на том же месте то же самое совершил еще один студент - Ян Зайиц. С 1989 года здесь стоит простой березовый крест, у которого всегда лежат цветы.

За спиной у Вацлава стоит огромное здание Национального музея, построенное в 1890 году Шульцем. У входа - рампа с аллегорическими изображениями трех частей Чехии - Чехии, Моравии и Силезии, а также двух главных рек - Лабе и Влтавы. На фасаде - мраморные доски с фамилиями чешских деятелей науки и искусства, на башенках - изображения разных наук, тоже аллегорические. Все это выглядит настолько внушительно, что советские танкисты в 1968 году приняли музей за парламент и обстреляли; следы от пуль и осколков видны до сих пор.


Зоопарк в Праге находится в прекрасной Тройской котловине, где перемежаются луга, скалы, водоемы. Детская площадка, рестораны, сувениры, фуникулер. До зоопарка доберетесь городским транспортом (метро трасса C и автобус 112). 

Площадь - 58 га,
   выставочная часть - 42 га,
   реклиматизационная станция коней Пржевальского в Добржеове 17 га.
Основан в 1931 году
Посещаемость - 527 660 посетителей (1997)

Специализация
Выведение животных, которые могут исчезнуть – лошадь Пржевальского, антилопы, кошки, ящерицы. Зоопарк прославился выведением лошадей Пржевальского. Принимает участие в 45 европейских программах ЕЕР. Составной частью экспозиции является 300 видов редких растений и деревьев, некотоые из них уникальны.
506 млекопитающих 113 видов, 632 птиц 159 видов, 117 пресмыкающих 34 видов.

Знаменитые виды
Черепаха гигантская, аллигатор китайский, ягуана гигантская, панда черная, тигр уссурийский, гиена, гепард, носорог тупоносый, лошадь Пржевальского, антилопа бонго, орангутанг, горилла.
Число видов, внесенных в Красную книгу 58. Исчезающие: 14

Посетите павильон хищных кошек, вольер хищных птиц, жирафы, белые медведи, экспозиция американских пантер.

Адрес:
U Trojskeho zamku 3/120
171 00 Praha 7
www.zoopraha.cz

Пражский Град был основан в IX веке, а затем много раз перестраивался и расширялся. Это до сих пор официальная резиденция президента.
При входе из парадного первого через ворота Матиаша во второй двор можно увидеть капеллу св. Креста. На северной стороне двора находится картинная галерея Пражского града.
Во втором дворе находится собор святого Вита, впечатляющее готическое сооружение. Его начали строить в 1344 году по приказу императора Карла IV, а полностью закончили только в 1929 году. Окна с витражами, фрески, надгробные памятники (Карл IV был похоронен здесь) можно увидеть, зайдя внутрь храма. В часовне XIV века с черным императорским орлом на двери находится могила святого Вацлава ("доброго короля Вацлава" из рождественской песни). Рвение Вацлава в распространении христианства и его якобы покорность немецкому королю Генриху I привели к тому, что он был убит собственным братом Болеславом.
Встревоженный донесениями о чудесах, происходящих на могиле Вацлава, Болеслав приказал перезахоронить его останки в соборе святого Вита в 932 году, и вскоре эта могила стала центром паломничества. Маленькая дверь рядом с окнами ведет в комнату, где хранятся сокровища Богемской короны. Но вход сюда запрещен. Со вторника до воскресенья за 1$ вы можете взойти по 287 ступенькам на вершину главной башни собора.
В южной части двора находится вход в Старый королевский дворец. Его гордость - большой Владиславльский зал был построен между 1486 и 1502 годами. Часть зала была сделана с уклоном, чтобы всадники могли въезжать на лошадях. 23 мая 1618 года двое членов католического совета были выброшены из окна соседней комнаты разгневанными дворянами-протестантами. Это событие стало поворотом к началу 30-летней войны, которая опустошала Европу с 1618 по 1648 год.
При выходе из дворца вы сразу увидите базилику святого Георгия (1142) - костел в романском стиле. Рядом находится бывший бенедиктинский женский монастырь. Сейчас здесь собрана коллекция из Национальной галереи со средних веков до XVIII века. Позади галереи идите вслед за толпой на Золотую улочку (Zlata uliсka), где стоят несколько крошечных домиков XVI века. Франц Кафка, родившийся в Праге в 1883 году, жил в доме №22. Справа перед восточным выходом из замка находится Лобковицкий дворец, Jirska, 3. Сейчас здесь расположен Музей, в котором находятся копии драгоценностей короны. Далее старые замковые сходы ведут вниз, по направлению к станции метро Malostranska. Пражскому Граду приблизительно 1120 лет. В течение этого времени создавался и изменялся его облик, в формировании которого принимали участие представители различных архитектурных и художественных стилей. В тысячелетнем облике Града запечатлелись следы различных этапов истории Чехии. Неизменным оставалось лишь назначение Града, с конца IX в. и до 1918 г. служившего официальной резиденцией чешских правителей, местом коронации на чешский трон, а с 1918 г. и по настоящее время - резиденцией президентов Чехословацкой республики.

Возникновение Пражского Града связано с образованием чешского государства во главе с династией Пржемысловичей во 2-й половине IX в. В конце IX в. Град уже был постоянной княжеской резиденцией. Археологические раскопки показали, что там, где ныне стоит Град, находилось языческое городище. Возможно, именно поэтому первый чешский князь Борживой велел поставить в непосредственном соседстве с ним первый пражский костел девы Марии в качестве символа новой, христианской идеологии. Остатки костела были обнаружены под залами Картинной галереи Пражского Града. Около 920 г. по повелению князя Вратислава рядом с княжеским дворцом был построен второй костел - святого Георгия. В 926-929 гг. князь Вацлав поставил в Граде костел св.Вита - ротонду с четырьмя апсидами. В 973 г., после основания пражского епископства, сестра Болеслава, Млада, заложила с разрешения папы римского рядом с костелом св.Георгия первый в Чехии женский монастырь св.Бенедикта.


Первые большие переделки и перестройки начались в Граде в XI-XII вв., в период господства романского стиля в архитектуре.
Вместо ротонды св.Вита возникла романская базилика, вместо деревянного княжеского дворца вырос каменный, юго-западнее базилики появились романский епископский дворец, а затем ряд других костелов и, наконец, новые мощные укрепления и новые башни - Белая с западной и Черная с восточной стороны. Во 2-й половине XIII в. дворец, теперь уже королевский, снова подвергся переделкам.
Период высшего расцвета строительства в Пражском Граде наступил при Карле IV, который рассматривал Град как королевскую резиденцию и центр Римской империи. В 1344 г. вместо дороманской базилики началось строительство готического кафедрального собора св.Вита для недавно созданного архиепископства. Первым строителем храма был назначен Матье (Матиаш) из Арраса, после него Петр Парлерж. Бывшее романское здание превратилось в пышный королевский дворец, трехэтажный со стороны города и двухэтажный со двора. Рядом с ним возникла по французскому образцу красивая часовня Всех святых. В Пражском Граде сохранился еще один интересный образец готической архитектуры XV в., а именно колонный зал Вацлава IV, сына и преемника Карла IV.
Эпохой Карла IV закончился первый большой этап истории Града. Вацлав IV, правда, продолжал строительство храма св.Вита, но сам переселился из Града в Королевский двор в Старом Городе. В период гуситских войн Пражский Град временно утратил свое значение. Он пришел в такое запустение, что чешские правители XV в., хотя и приезжали сюда короноваться, предпочитали жить в другом месте. Король Йиржи из Подебрад, а поначалу и Владислав Ягеллон по-прежнему жили в Старом Городе.
Во 2-й половине XV в. по решению Владислава Ягеллона Пражский Град вновь стал королевской резиденцией, местом пребывания сейма и высших государственных учреждений. Путем реконструкции и перестройки был воссоздан величественный королевский дворец в стиле готики,а именно,над романским и готическим этажами появился третий с парадным залом, получившим название Владиславского зала. Строителем дворца был придворный архитектор Бенедикт Рид.

Король Владислав значительно укрепил Град, построив вокруг него новую стену с башнями для пушек.
В XVI в. чешский трон перешел к Фердинанду I, представителю династии Габсбургов, владычество которых продолжалось почти четыреста лет. Территория Пражского Града расширилась. В новом королевском саду был построен ренессансный Летний дворец. В 1541 г. Град охватил большой пожар. Восстановление в ремонт сильно пострадавших зданий продолжались до конца столетия. Реконструкцию и строительство новых выдающихся сооружений осуществил в основном архитектор Бонифаций Вольмут.
В эпоху Рудольфа (1576-1611 гг.) Град в последний раз засверкал блеском резиденции императорского двора, стал важным центром науки и искусства. Рудольф II, предпочитавший государственным делам астрологию и алхимию, собирал в Граде произведения искусства и редкостные предметы. Он окружил себя выдающимися художниками, ремесленниками и мастерами со всех уголков Европы, построил просторные залы для своих коллекций (Испанский зал, Рудольфова галерея). В период правления преемника Рудольфа, Матиаша, были построены барочные Матиашевы ворота Града.

Картинная галерея Пражского Града.
Она была построена на месте бывших конюшен специально для коллекции живописи Града. Полотна Тициана, Тинторетто, Рубенса и др. картины из собрания Рудольфа II были вновь собраны после разграбления военных лет и выставлены на обозрение в 1961-1962 гг.
Открыто ежедневно 10.00-18.00, вход - 100 крон.


Вышеград (Vysehrad) Скала над Влтавой с темным силуэтом стройных башен - неотделимая составная часть пейзажа Праги. Традиции этого таинственного места связаны с легендами. "Древние чешские легенды" (литературная обработка старинных преданий известного писателя Алоиса Йирасека) повествуют о прозорливых предсказаниях княгини Либуше именно здесь, на Вышеграде о будущем расцвете и славе чешской столицы, о Пржемысле-Пахаре, ставшем основателем правящей династии, об отважном Бивое, о легендарном коне Шемике и его прыжке с вышеградской скалы, а также о войне женщин против мужчин.

Памятники.
В Вышеград, отделенный от Нового Города крепостной стеной, ведут Кирпичные (Пражские или Новые) ворота постройки 1842 г. Рядом расположены здания бывших крепостных казематов в стиле барокко (1742 г.), использовавшихся под казармы и склады, где ныне размещается постоянная экспозиция "Крепость Вышеград в истории пражских фортификационных сооружений". Открыто ежедневно с 9.30 до 16.30.

Костел Св. Петра и Павла
Построен в 1080 г. королем Вратиславом II по случаю основания вышеградского капитула. Первоначально представлял собой трехнефную романскую базилику. При Карле IV базилика была перестроена в готический костел, который в свою очередь в 1576 г. реконструировали в стиле Ренессанс, а в 1720 г. - в стиле барокко. Современный неоготический облик собор приобрел в 1903 г., тогда же построены две его башни, являющиеся визитной карточкой Вышеграда. В усыпальнице костела Свв. Петра и Павла захоронены представители рода Пршемысловичей: Вратислав II, Конрад, Собеслав I и Собеслав II. Сохранился каменный романский саркофаг примерно 1100 г., в котором, вероятно, был погребен один из них. Главной достопримечательностью костела является также образ Девы Марии Вышеградской, называемой Дождливой, написанный на доске примерно в 1350 г. в готической манере.

Вышеградский сад (Vysehradske sady)
Вход в сад обрамляет портал в стиле барокко, оставшийся от здания арсенала, построенного в 1655 г. Территория, превращенная в сад в 1927 г., была когда-то частью княжеского городища, а затем королевской крепости. От этих времен в саду сохранились остатки романского моста XI в., готического королевского дворца Карла IV и замковой башни XIV в., Либушиной бани (бывшего сторожевого здания) XV в., других средневековых построек. Сад украшают статуи героев старинных чешских преданий, перенесенные сюда в 1948 г. с моста Палацкого: Лумир и Песня, Забой и Славой, Цтирад и Шарка, Пршемысл и Либуше.
В замковой башне размещается художественная галерея "Вышеград" (открыта: вт-вс с 9.30 до 17.00).

Вышеградское кладбище (Vysehradsky hrbitov)
Кладбище относится к наиболее важным историческим памятникам Праги. Во 2-й половине XIX в. старинное кладбище вышеградского капитула по инициативе патриотически настроенных пробстов Вацлава Штульца и Микулаша Карлаха было превращено в Национальное кладбище - место погребения выдающихся представителей чешского народа. Здесь находятся могилы более чем 600 известных деятелей национальной культуры; в их числе писатель Карл Чапек и его жена, актриса и писательница Ольга Шайнпфлугова, композиторы Антонин Дворжак и Бедржих Сметана. Художественно оформленные надгробия образуют галерею мемориальной скульптуры. Частью кладбища является также мавзолей Славин, построенный в 1893 г. В нем погребено более 50 выдающихся личностей.
Вышеградское кладбище открыто с 8.00 до 18.00, в зимнее время - с 9.00 до 16.00.

Ротонда Св. Мартина
Сооружение конца XI в., не только самое древнее из сохранившихся построек Вышеграда, но и старейшее среди церковных зданий в Праге. Построенная в эпоху правления Вратислава II на окраине существовавшего тогда городища, ротонда, очевидно, служила приходским храмом ближайших поселений. Нынешний вид приобрела после реконструкции в конце XIX в.

Базилика Св. Лаврентия
Нынешнее здание в стиле барокко (1753 г.) возведено на фундаменте раннероманской базилики конца XI в., построенной королем Вратиславом II для прихожан древнего городища. Археологические исследования последних лет вскрыли под древним фундаментом остатки еще более ранней культовой славянской постройки конца X в. Базилика открыта для осмотра ежедневно с 10.00 до 16.00.

История.
Легенды, связанные с Вышеградом, проливают свет на истоки государства Пржемысловичей и прославляют эту правящую династию. Благодаря им, Вышеград стал одним из наиболее памятных мест чешского народа. Современные археологические раскопки показали, что вышеградское городище возникло раньше городища на левом берегу Влтавы, из которого образовался Пражский Град. Несомненно, однако, что Вышеград играл существенную роль в начальном периоде истории чехов. Вышеград возник как укрепленное городище приблизительно в 10 веке. Первым неоспоримым свидетельством этого являются пршемысловские динары Болеслава-II, которые чеканили на здешнем монетном дворе в середине 10 века.
Король Вратислав II (1061-1092 гг., с 1085 г. - избран королем Чехии и Польши) даже перенес свою резиденцию из Града в Вышеград, где заложил церковный капитул, ставший ведущим центром образования того времени. Он усовершенствовал укрепления града и построил каменный дворец, соответствующий амбициям чешских правителей. В конце XI в., в эпоху Вратислава II, на скале уже возвышался каменный романский дворец, а рядом с ним базилика св.Петра и Павла, базилика св.Лаврентия (почти не дошли до наших дней) и ротонда св.Мартина, самая древняя сохранившаяся романская ротонда на территории Праги.
Строительство, начатое Вратиславом, продолжил князь Собеслав-II. Он заботился об украшении храмов произведениями искусства и поднял общественный престиж Вышеграда. Но после его смерти в 1140 г. значение Вышеграда упало.
Былую славу Вышеграда попытался возродить Карл IV, который обновил королевский дворец в готическом стиле и построил новые крепостные укрепления, соединив их с укреплениями Нового Города. Согласно ритуалу, коронационной церемонии, именно отсюда выходила торжественная процессия короля, вступающего на престол, что было данью уважения к предкам династии, с которыми Карл-IV был связан по материнской линии. Отсюда, из Вышеграда, началось коронационное шествие чешских королей и продолжалось по Новому Городу, Старому Городу и Малой Стороне, так называемая Королевская дорога в Пражский Град.
В период гуситских войн, когда Вышеград в 1420 г. сдался пражанам, почти все его здания были разрушены и некогда славный город опустел.
Начиная с середины 17 века Вышеград постепенно превращается в крепость в стиле барокко, где был размещен военный гарнизон, в руках которого он находился вплоть до 1911 года, когда его передали в ведение городских властей.
Современный облик Вышеграда в значительной мере сформировался во второй половине 19 века. Костел Петра и Павла был перестроен в неоготическом стиле с соблюдением основ готической постройки времен Карла Великого. Тогда же возникла идея создания на месте приходского погоста мемориального национального кладбища. Постройка Пантеона продолжалась много лет. Сегодня это уникальный высокохудожественный комплекс, который гармонично сросся с местом расположения. В то же время он является ценным собранием кладбищенской скульптуры и пластики. Славин - кладбище славных. На вышеградском кладбище погребены выдающиеся ученые, политики, писатели, музыканты, актеры, художники и другие общественные деятели. Национальное кладбище на Вышеграде - своего рода галерея чешской скульптуры. Здесь представлены образцы творчества таких прославленных скульпторов, как В.Левы, Й.В.Мысльбек, С.Сухарда, Ф.Билек.
И теперь посетители находят на Вышеграде одну из самых прекрасных панорам старинной Европы, покой и отдых в парках, приобщаясь к культурному наследию "давно минувших дней".


Еврейский квартал   (Zidovske Mesto), окруженный постройками Старого Города, является одним из пражских кварталов.

Первые еврейские поселения, от которых не осталось материальных следов, образовались в X в. на Малой Стороне и под Вышеградом. Появление их в Старом Городе относится к 1-й половине XII в. Из этого поселения к XVI в. внутри Старого Города выросло еврейское гетто - образование, имеющее собственные органы управления и полную политическую, религиозную и бытовую обособленность от остальной части населения. Пражское гетто не минули драматические события погромов и выселений. Однако в 1848 г. евреи получили на чешской земле гражданские и политические права. В 1850 г. Еврейский Город стал одним из кварталов Праги, названным Йозефов в честь австрийского императора Иосифа II. На рубеже XIX-XX вв. в ходе расчистки трущоб практически все старые постройки были снесены, а на их месте возникли жилые дома в различных архитектурных стилях. Остались лишь 6 синагог, кладбище и ратуша, составляющие единственный в своем роде музейный комплекс под открытым небом.

Объекты Еврейского музея работают с 1 апреля по 31 октября с 9.00 до 18.00; с 1 ноября до 31 марта с 9.00 до 16.30 (ежедневно, кроме субботы).


Староновая синагога (Staronova synagoga) - одна из самых ценных достопримечательностей Йозефова - относится к старейшим пражским постройкам ранней готики (конец XIII в.) В стене находится тайник для хранения Торы (пергаментный свиток с текстом пяти книг Моисея на древнееврейском языке). В прилегающем сквере - статуя Моисея.

Здание Высокой синагоги (Vysoka synagoga) построено в первой половине XVI в. на средства старосты Еврейского Города и мецената Мордехая Майзела. Нынешний фасад относится к XIX в. Большой ренессансный зал на втором этаже используется под выставку культовых текстильных изделий Государственного еврейского музея.

Еврейская ратуша (Zidovska radnice) также возведена на средства Майзела в конце XVI в. Нынешний вид в стиле рококо приобрела в результате перестройки в 1763 г., когда была сооружена башенка с часами, на циферблате которых написаны еврейские цифры.

Здание Клаусовой синагоги (Klausova synagoga) в стиле барокко построено в 1694 г. Сегодня в ее главном зале размещается экспозиция древнееврейских рукописей и редких книг.

Пинкасова синагога (Pinkasova synagoga) возникла как домашняя молельня семьи Горжовских-Горовиц во второй половине XV в. и затем была расширена в синагогу. После Второй мировой войны ее помещения превращены в мемориал 77 297 евреям из Чехии и Моравии, погибшим в концентрационных лагерях.

Майзелова синагога (Majselova synagoga), первоначально построенная в стиле Ренессанс старостой еврейского квартала М. Майзелом, была реконструирована в 1905 г. в неоготическом стиле. В настоящее время здесь размещается экспозиция культовых серебряных изделий из чешских синагог.

Старое еврейское кладбище (Stary zidovsky hrbitov). Одно из наиболее достопримечательных еврейских кладбищ в мире. Первое захоронение появилось здесь в 1439 г. При открытии кладбища на участок были перенесены несколько готических надгробий с более старого кладбища из Нового города. Последняя могила была вырыта здесь в 1787 г. Около 12 тысяч надгробных памятников образуют причудливые нагромождения, возникшие в результате того, что старые могилы покрывались новыми слоями земли для последующих захоронений. Вначале надгробия делали из песчаника, позднее - из белого и розового мрамора. На кладбище похоронен ряд выдающихся личностей; у их могил установлены таблички с именами и краткой информацией о них. В их числе Иегуда бен Бецалел, прозванный рабби Лев (умер в 1609 г.), который, согласно легенде, создал искусственного человека - Голема.

С 1975 г. проводятся систематические работы по реставрации и консервации надгробий.

У входа на кладбище находится обрядный зал, построенный в 1906 г. в неороманском стиле. В настоящее время в нем размещается экспозиция рисунков детей - узников концлагеря Терезин.


Карлов мост. В древние времена для пересечения Влтавы жители пражских городов использовали многочисленные броды и переправы. Предшественниками Карлова моста были первый деревянный мост, сооруженный в 10 в., и первый каменный мост, построенный в 1160 г. Оба моста были снесены наводнениями. Сооружение Пражского (или Каменного) моста началось в 1357 г. по приказу Карла IV, чье имя он носит по сей день. В качестве строительного материала использовался песчаник. 

Проект разработал и осуществил архитектор Петр Парлерж, которого Карл IV пригласил из швабского города Гмюнда для участия в строительстве кафедрального собора св. Вита. Хотя Петру Парлержу тогда было только 22 года, его работа с первых дней оправдала ожидания императора. Он оставил после себя в столице не только ядро собора св. Вита, но также Карлов мост и Староместскую предмостную башню (см. ниже). Мост строили более 50 лет. В 17 в. его стали украшать скульптурой, число скульптур и скульптурных групп постепенно достигло 30, мост превратился в художественную галерею под открытым небом. Карлов мост (длина 516 м, ширина 10 м), стоящий на 16 могучих опорных быках, соединяет Старый Город и Малую Страну, пересекая Влтаву над небольшим островом Кампа (он отделен от берега узким протоком, Чертовкой. В 1974 г. мост был объявлен пешеходным.

На мосту водружены многочисленные скульптуры, принесшие ему всемирную славу, а со стороны Старе Места и Малой Страны на нем установлены могучие башни - все в готическом стиле, хотя и исполнены в разные эпохи.

В 1890 г. Карлов мост пострадал от наводнения: оторвавшиеся от берега плоты заблокировали течение воды между опорами, и две из них обрушились. Мост был восстановлен и в течение пяти веков он оставался единственным мостом через Влтаву. Только в 30-е гг. 19 в. началось строительство других пражских мостов.

Уникальный памятник истории и архитектуры живет бурной современной жизнью. Пешеходный мост полукилометровой длины - популярное место прогулок и встреч. Он облюбован художниками, музыкантами, продавцами сувениров.


Старогородская мостовая башня (Staromestska mostecka vez).
По проекту Петра Палержа въезд на Карлов мост был оформлен башней с проездной аркой. Предмостная башня, построенная около 1380 г. считается самой красивой средневековой башней в Европе. Фасад ее украшают гербы земель, подвластных Чешскому королевству в период царствования Карла IV, а также статуи Св. Вита - покровителя моста, импера тора Карла IV и его сына Вацлава IV. . Староместская башня, сооруженная, одновременно с мостом, представляет собой массивное сооружение оборонного характера. Она богато украшена скульптурой, в том числе парадными портретами Карла IV, его сына Вацлава IV и изображением Св. Вита. Внутри башни - обзорная площадка.

Десять лет с 1621 г. по 1631 г. башню украшали "живые скульптуры" - для устрашения здесь были выставлены головы чешских дворян, участвовавших в сословном восстании против правления Габсбургов. Башня открыта для посещения ежедневно с 10.00 до 18.00.

Малостранские башни соединены между собой стеною с воротами, а низкая южная башня - это остаток древнего моста Юдифи.

Поблизости от Карлова моста находятся бывшая водонапорная башня, водяные мельницы, плотина, дамба, общественные Карловы бани. Староместская водонапорная башня была возведена в 1489 г. Горела по крайней мере семь раз и столько же раз восстанавливалась. Нынешняя постройка относится к 1885 г. Небольшой металлической пластинкой на стене башни отмечен максимальный уровень воды во Влтаве во время наводнения 4 сентября 1890 г. Близлежащие мельницы построены в 15 в. и реконструированы в стиле неоренессанс в конце 19 в. Сейчас в этом квартале размещаются несколько ресторанов, театральная сцена, киоски сувениров, пункты обмена валюты.


Монументы.
К монументам, изначально украшавшим мост (Распятие, статуя Св. Яна Непомуцкого и Пьета), в XVIII-XIX вв. добавились другие статуи. В настоящее время почти все они заменены на копии, а оригиналы, в целях лучшей сохранности, перенесены в Лапидариум (филиал Национального музея). Если идти от Старе Места, то справа можно осмотреть следующие изваяния: Мадонну со Св. Бернардом; Мадонну со Св. Домиником и Св. Фомой Аквинским (XVIII в.); Распятие, установленное в 1630 г. взамен прежнего, разрушенного во время Гуситских войн; несколько изображений Святых, за которыми следует самая знаменитая и самая старинная (1683) статуя на мосту - статуя Св. Яна Непомуцкого, необыкновенно чтимого в Праге мученика, утопленного во Влтаве по повелению короля Вацлава IV. Возвращаясь по мосту от Малой Страны, на его противоположном парапете, путешественник встречает статую Св. князя Вацлава; группу, называемую "турок на мосту" (изваяния Св. Яна Матского и Св. Феликса, вызволяющих христианских пленников из агарянского плена); статую святителя Адальберта, а также превосходную композицию, представляющую мистическое видение Св. Лудгарды (1710). За лестницей со спуском к острову Кампа - статуя Св. Николая Толентинского; группа со Св. Викентием Феррером и Св. Прокопием (за ними - копия статуи рыцаря XVI в.); статуя Св. Франциска Ксаверия со скульптурным автопортретом выдающегося ваятеля эпохи барокко Брокоффа (слева от фигуры Святого - в виде статиста, несущего его атрибуты).


Петршин  (Petrin) - не самая высокая и не единственная гора на территории Праги, но самая известная с древнейших времен.
Название горы, дугой огибающей малостранскую котловину, по мнению летописца Космаса, возникло в начале 12 столетия и происходит от слова petra (греч. скала, камень). На западной стороне горы, в направлении к Бржевнову в эпоху романскую здесь была обширная каменоломня, где добывался известняк, из которого было построено большинство пражских романских и готических объектов.
По другой версии, название горы происходит от слова Pronberg (нем.)- Перунов камень. Петршин - древнейшая святая гора, место вечного огня языческого бога Перуна. Даже с приходом на чешскую землю христианства еще долгое время на горе пылали огни Перуна. Согласно хроник летописца Гайка, уже в 992 году во времена правления Болеслава-II, неустанно боровшегося против огней язычников на Петршинской горе, было начато строительство христианской святыни - капеллы св. Лаврентия (немцы со времен после битвы на Белой горе называли Петршин Laurenziberg).
В 1108 г. здесь состоялась казнь нескольких представителей Вршовицкого рода.
В 1360 г. по приказу Карла-IV в рамках расширения Малой Стороны появляется готическое укрепление, впоследствии названное Голодной стеной, после чего Петршин стал составной частью города. Спустя 10 лет Карл поселил возле костела несколько персидских семейств, ткачей ковров.
В эпоху средневековья на территории склона выращивался виноград, до гуситского периода принадлежавший церкви, затем горожанам, а с 17 в. феодалам. К этому времени вся территория была разбита на отдельные участки, представляющие собой довольно большие сады.
С 1882 г. пражский сад на горе был открыт для публики. Итак, Петршинский садовый комплекс состоит из нескольких различных садов, имеющих свою историю, значение и характер. В комплекс входят (начиная с юга): сад Кинских, Небожизек, Розовый, Петршинский или "У обзорной башни", Семинарский, Страговский.
На северном склоне горы имеются два закрытых сада - террасный Лобковицкий (используется посольством Германии) и Шёнборнский (при американском посольстве) и великолепный барочный Вртбовский сад, открытый для публики в определенное время.


Собор св. Вита

Предыстория.
Уже в 1344 г. будущий чешский король и император Священной Римской империи КАРЛ-IV (тогда еще маркграф) приступил к планомерному созданию чешского государства на новых принципах.
По счастливому стечению обстоятельств, ему удалось сделать то, о чем мечтали его предки - освободить Чехию от власти имперского епископства.
На папский престол под именем Климент-VI был посажен бывший воспитатель и друг Карла, кардинал Пьер Роже де Росье. От него маркграф Карл добился освобождения Пражской церкви от подчинения майнцскому архиепископу и получения права учреждения в Праге архиепископства.
По просьбе Карла папа римский в специальной булле издал указ относительно чешской королевской короны, подчеркнув ее неотчуждаемость, и скрепил своей подписью составленный Карлом коронационный ритуал чешских королей.
В ноябре 1344 года пражский епископ Арношт стал митрополитом, а король, он же архиепископ Ян Люксембургский и два его сына Карл и Ян торжественно заложили первый камень в фундамент будущего детища Карла - нового кафедрального собора св. Вита.
Остатки стенной кладки предшественниц собора - ротонды и базилики, речь о которых шла в рубрике Романский Град), хранят подвалы собора.


Кафедральный собор св. Вита безусловно наиболее ярко характеризует эпоху Карла-IV, его создателя.
Первые 8 лет ее строительство возглавлял французский архитектор Матьё (Матиаш, или Матэ, или еще проще - Матвей) из Арраса, приглашенный на двор Карла из Авиньона - места пребывания римских пап.
Матьё приступил к строительству и довел до конца замыкающую часть хора - венец капелл и колонны обхода. Задуман храм был как базилика развитого кафедрального типа, предполагалось решение интерьера с характерными признаками линеаризма, без выразительной пластичности, что соответствовало признакам французской архитектуры середины 14 века.
После смерти Матьё в 1352 году Карл поразил всех тем, что не побоялся предложить возглавить строительство престижнейшего кафедрала в одном из главных центров европейской готической культуры молодого и неопытного, но потомственного и подающего надежды зодчего. В Прагу был приглашен Петр Парлерж, который очень скоро проявил себя как незаурядная творческая личность с широким диапазоном творческой деятельности, показав весь спектр своих способностей: от художественных до технических. Этот факт еще раз подтверждает прозорливость и неординарность правителя.
Опираясь на творение своего предшественника, Парлерж радикально, но органически провел изменения в организме храма, пластично создавая звенья архитектурного комплекса. К особенностям святовитского кафедрала на том этапе можно отнести контраст между сложной опорной системой, развитой снаружи и величественным покоем интерьера. Вместо применявшегося до тех пор строгого расчленения отдельных пролетов крестового свода был использован сетчатый свод над хором (высотой 30 м), образующим замкнутую фигуру по всей площади.
Традиционная схема кафедрального собора также претерпела некоторые изменения. Они были вызваны новой программой строительства, явившейся плодом вдохновения самого "застройщика" - императора Карла. Теперь храм был носителем определенной идейной программы: он возводился как главное святилище страны, литургические элементы которого переплетались с репрезентативными элементами.
Все это вместе вылилось в культ канонизированного князя Вацлава, к роду которого по матери Пршемыслович, причислял себя Карл. Самое большое значение в храме придавалось капелле, освященной в честь Вацлава. Она несколько отклоняется от определенной последовательности, в которой выстраивались другие капеллы в хоре храма, как бы "раздвигает" фасад и вклинивается в трансепт (поперечный неф).
Необходимость освящения хора в 1385г. потребовала сооружения провизориума - временной стены, которой Парлерж закрыл хор поперек строящегося собора. Это "временное" продолжалось полтысячелетия.


Скульптура в храме.
Скульптурное оформление, являющееся творением ваятелей мастерской Парлержа и самого мастера, который участвовал в создании наиболее значительных произведений, отражает единство мотивировки и языка. В капеллах и обходе хора находятся созданные ими надгробия с изображением возлежащих фигур правителей из династии Пршемысловичей.
В трифории (трехчастный арочный проем) над арками хора ваятели мастерской Парлержа создали уникальную галерею портретных бюстов. Скульптурные портреты изображают Карла-IV и его четырех жен, его родителей Яна и Элишку, двух братьев, сына Вацлава с женой, первых пражских архиепископов, каноников, руководивших строительством храма и обоих зодчих (всего портретов - 21).
Внутреннему трифорию отвечал верхний, внешний, на колоннах которого теми же мастерами были выполнены бюсты Христа, Девы Марии и канонизированных святых. Внешняя опорная система собора покрыта богатыми орнаментальными и фигурными украшениями.
После смерти Карла (1378) строительство храма продолжал его сын Вацлав. Строительными работами руководил Петр Парлерж, а следующих 20 лет после его смерти (1399) - сыновья Парлержа Вацлав и Ян по планам отца. Эпоха Люксембургов заканчивается строительством нижней части большой южной башни (заложена в 1392). Гуситское движение и связанные с ним беспорядки препятствовали дальнейшему продвижению строительства.
В период правления В.Ягеллонского архитектор Рид украсил собор королевской молельей, балконом с висячим замком на своде, украшенным позднеготическими натуралистическими ребрами, выполненными в виде ветвей засохшего куста.

Краткий хронологический рассказ о более подробной истории строительства продолжим, вернувшись к моменту освещения алтаря (1385):
* 1392 - положен краеугольный камень в неф храма;
* 1396 - "-"-" в основание большой башни собора;
* 1399 - смерть П.Парлержа, строительство большой башни ведут сыновья Парлержа;
Гуситское движение прервало дальнейшее возведение храма на много лет.
* 1421 - повреждение храма гуситами, уничтожение некоторых алтарей и части внутреннего убранства;
* 1509 - закладка фундамента в основание северной башни и основание колонн центрального нефа при Владиславе Ягеллонском. Однако на этом строительство п р е к р а т и л о с ь.
* 1541 - храм пострадал от пожара. Реставрируется собор под руководством зодчих Ганса Тироля и Бонифация Вольмута;
* 1560-62 - арх.Вольмут возводит над главной башней шлемовидный ренессансный купол;
* 1575-76 - строительство арх.Аосталлио капеллы над гробницей св. Войтеха;
* 1619 - во время восстания дворянских сословий собор был разграблен кальвинистами и превращен в молельню;
* 1673 визит в Прагу императора Леопольда-1 с последующей за ним новой попыткой достроить собор: закладка фундамента барочного нефа по проекту арх. Д.Д.Орси;
* 1757 - артобстрел прусской армией, после чего собор сильно пострадал;
* 1760 - шлемовидный купол башни раскалывается от удара молнии;
* 1770 - восстановление купола по пр. арх. Пакасси;
* 1861 - начало деятельности Общества по достройке собора, об этом - особая статья в руб. Барокко.
Со времен ренессанса до наших дней в интерьере собора сохранились: хоры Вольмута, Королевский мавзолей и капелла Войтеха.


Музей города Праги (Muzeum hlavniho mesta Prahy) основной темой экспозиции является историческое развитие Праги, представлены археологические, исторические и художественно-декоративные экспонаты, а также макет Праги первой половины 19 в. Здание, в котором находится музей, построено в неоренессансном стиле в 1896-1898 гг. 
Открыт ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 12.30 и с 13.30 до 18.00 (в эти же часы открыты все его филиалы).
Na Porici 52, Praha 2, Nove Mesto. M Florenc (B, C).
Частью коллекций музея является и экспозиция истории Вышеграда (К Rotunde 10, Praha 2, Vysehrad), а также экспозиция истории старого Подскали на Витони (Rasinovo nabrezi 412, Praha 2, Nove Mesto), открытая только в летний период.


Музей игрушек / Muzeum Hracek 

Время работы:
Музей игрушек открыт: с 9.30 до 17.30.
Музей находится в Пражском граде на Златой улочке.

Если Вы будете подниматься в град по Старой замковой лестнице, то буквально в ста метрах от ворот, которые днем и ночью охраняют часовые, увидите вывеску "Музей игрушек".
Когда же Вы пойдете вверх по деревянной лестнице средневековой башни, где расположен музей, Вам будет казаться, что Вы поднимаетесь на чердак старого дома. И на этом чердаке, "куда Вас в детстве не пускали родители", спрятаны невероятные волшебные вещи. Еще один шаг по скрипучим ступеням и Вы оказываетесь в настоящем игрушечном королевстве. А хозяин этой волшебной страны - кинорежиссер Иван Штайгр.
Коллекционировать игрушки Иван Штайгр начал в начале семидесятых годов. В 1968 году он эмигрировал из Чехии, и первые свои приобретения сделал в Германии. А случилось это совершенно неожиданно. После окончания кинофакультета пражской Художественной академии по специальности "сценаристика", он снимал трюковые документальные фильмы. И вот для одного своего фильма он искал реквизит. По первоначальному замыслу это должна была быть какая-нибудь старая металлическая игрушка. А когда реквизит для фильма был найден, оказалось, что красота старых игрушек очаровала режиссера, и он не захотел с ними прощаться. А что было дальше? - Съемки фильма были только первым импульсом. Потом все происходило само собой. Он давал объявления в газеты, лазил по чердакам, ходил в гости к знакомым, навещал каких-то бабушек, дедушек и покупал старые вещи, которые людям уже были не нужны. Таким образом, коллекция неустанно увеличивалась, увеличивалась, и через пятнадцать лет в квартире Штайгров в Мюнхене собралось огромное количество игрушек. Несмотря на то, что их мюнхенская квартира - очень большая, для такого количества игрушек она оказалась маленькой.
Иван Штайгр собирал не только металлические игрушки, но и паровозики, вагончики, фарфоровых кукол, различные деревянные игрушки, плюшевых медведей. Потом появились Барби, роботы и самая последняя коллекция, которую он начал собирать уже со своим внуком,- это так называемые "Экшн мены".
После бархатной революции в Чехии, в 1989 году появилась возможность подобный музей открыть в Праге. В принципе ситуация снова повторилась, игрушек было так много, что ни в доме, ни на чердаке они уже не помещались и Иван Штайгр загорелся мыслью найти место для музея в Пражском граде. И ему удалось получить помещение в бывшем детском доме.
Но открытием музея Иван Штайгр не ограничился. У него периодически возникают идеи проведения различных тематических или юбилейных выставок, как, например, сейчас в Мюнхене он открыл выставку к столетию появления игрушечных плюшевых медведей. И, конечно, это не просто выставка, где можно увидеть различные игрушки. Иван Штайгр всегда старается создать некую историю. Последняя выставка - это рассказ о том, как появился первый плюшевый медвежонок, и почему он получил имя Тедди. Там представлены не только немецкие медвежата, но и американские, французские, английские. Может быть, через несколько лет эта выставка на время приедет и в Прагу.
Самые старые и самые редкие экспонаты в пражском музее - это игрушки сделанные из хлеба, которые для своих детей делали индейцы. А также игрушки, сделанные в древнем Египте. Одной из выставленных кукол более двух тысяч лет. Все эти игрушки сделаны из природных материалов, из камня, дерева или из хлеба. А самые ценные игрушки в музее, это, пожалуй, металлические автомобили и корабли. Хотя нельзя точно сказать, какая из игрушек самая ценная. Уникальны и кукольные домики, и куклы с фарфоровыми головками, коллекция рождественских украшений, так как все это антикварные, высокохудожественные предметы.
Самые разные отделы посвящены различным типам игрушек. Есть коллекция рождественских игрушек и елочных украшений. Большая коллекция оловянных солдатиков, среди которых можно найти исторических героев: Сталина, Черчилля, Гитлера, Шарля де Голя. Большинство механических игрушек из коллекции Ивана Штайгра, несмотря на достаточно солидный возраст, функционируют. Модель паровой машины, которая служила в качестве наглядного пособия на уроках физики, до сих пор способна пыхтеть, вращая шестеренки игрушечных станков.
Кукольные домики отличаются своим уникальным сходством с настоящими домами. Если в плите на игрушечной кухне развести огонь, то можно готовить обед. Если превратиться в маленького гнома, то вполне можно поплескаться в роскошной кукольной ванной. В домиках работают и души, и туалеты.
Количество экспонатов в пражском Музее игрушек постоянно увеличивается. Последняя коллекция, которую Иван Штайгр начал собирать, уже вместе со своим внуком, коллекция так называемых "Экшн-менов". Это куклы известных киногероев и знаменитых людей. Уже сейчас за стеклом музейной витрины Вы можете найти Скарлетт О'Хара и Ретта Батлера, персонажей фильма "Унесенные ветром", злобную Круэллу из "Сто одного далматина", героиню "Титаника", Элвиса Пресли, Мерлин Монро, принцессу Диану, Майкла Джексона. Не забыты и чешские спортивные знаменитости, например, хоккейная звезда Яромир Ягр.
Вот уже несколько лет в пражском Музее игрушек открыта выставка, посвященная сорокалетнему юбилею Барби. Можно сказать, что это личная коллекция Йоханны Штайгер. Еще в детстве со своим отцом она начала собирать самых популярных кукол современности. Йоханна знает о Барби абсолютно все. И именно она раскрыла нам одну тайну. Мало кто знает, что Барби не американка, подобно тому, что знаменитость голливудских кинокартин, силач Арнольд Шварценегер, по происхождению - австриец. Бабушка Барби родилась в Германии.
В музее можно увидеть Барби в самых разнообразных платьях. Отдельная витрина посвящена Барби, платья для которых придумали известнейшие кутюрье мира, Джани Версачи, Готье, Диор. Все эти куклы являются коллекционными предметами, приобрести которые можно было только на аукционах и за большие деньги.


Музей пива "U Fleku" Добро пожаловать в музей пивоварения "У Флеку".
Знатоки говорят о Чехии как о стране хорошего пива. Наряду с крупными пивоваренными заводами стоят внимания и заводы малые, которые по своему качеству и традиции ни в чем им не уступают. В пивоварне "У Флеку" пиво варят уже 500 лет, а может быть, и больше. Неповторимость романтической атмосферы завода "У Флеку" подчеркивает и экспозиция музея пивоварения, которая находится в помещении прежней, еще ренессансной, солодовни.

В Праге был создан уникальный комплекс - известный во всем мире ресторан - пивоварня и музей. Музей расположен в старинном здании, в котором с 17-ого века обрабатывался солод. Первая часть выставки расположена в подвальном помещении, оформленном в стиле ренессанс. Особое внимание посетителей привлекает полуподземный зал, построенный из добытого в каменоломнях камня.
Спустившись по небольшой лестнице в маленький подвал, вы обнаружите специальную двухэтажную печь для просушки солода. Построена она была в 1804 г. и даже выслужила прозвище "valach" -в переводе "мерин". Топили ее буковыми поленьями. Горячий дым проходил через специальное отверстие в противне и сушил сырой солод. Печь "valach" использовалась до 40-ых годов 20 века для производства темного поджаренного солода, называемого красящим или просто краской.
Другие виды солода, использовавшиеся для производства фирменного выдержанного пива, сушились в новой солодовой печи или же приобретались у торговцев, которые специализировались на торговле солодом. Работать с печью "valach" было очень сложно, потому как все помещение было заполнено густым дымом, который вытягивался либо через окна, либо через специальную вытяжку, которая была пробита в кладке потолка. В процессе сушки и краски солод постоянно переворачивали при помощи коротких деревянных лопаток и выравнивали лимпами. Лимпа представляет собой короткую заостренную деревянную доску с отверстием для рук с одной стороны. Именно лимпам выпала честь стать частью герба чешских пивоваров. Современники рассказывают, что солод сушили по четвергам и пятницам для того, чтобы работники имели дополнительный выходной в субботу, поскольку в то время суббота была обыкновенным рабочим днем.
Рабочие в мешках приносили сырой солод, а высушенный уносили на чердак. Довольно часто здесь случались пожары, причиной которых являлся огонь и горячий дым, на котором сушился солод. Стены и, в особенности, потолок этого помещения были совершенно черными, подобные внутренним стенкам камина. Печь "valach", сохранившаяся до наших времен в пивоварне "У Флеку", была последней действующей печью своего рода в Чехии. Кроме упомянутого оригинального оборудования, в зале находится небольшой бронзовый фильтр из пивоварни в Добржиши, охладитель, действующий по принципу душа, и по сей день исправно служащий компрессор для разливания пива в ресторане "У Флеку".


Бочарничество.
Данная часть выставки посвящена второму по значимости ремеслу в пивоварении - бочарничеству. В первом, чуть меньшем погребе, выставлены инструменты, которые использовали бочары не только для изготовления бочек, но и остальной деревянной посуды для приготовления пива и обработки солода. В частности, здесь находятся образцы климб, серпообразных ножей и рубанков. В этой же комнате висит небольшая картина с текстом, посвященным владельцу пивовара "У Флеку", Вацлаву Бртнику. На маленькой фотографии изображен Ярослав Маша - последний пивовар в Чехии, работавший с двухэтажной печью для просушки солода, прозванной валахом.
Пивоварня была основана в 1499 г., но, применив метод разложения изотопа углерода, удалось выяснить, что пихтовые балки пивоварни находятся здесь уже с 1360 г. Их роспись была реставрирована в конце 80-х годов минувшего столетия по той же технологии, которая использовалась 500 лет тому назад: дерево пропитывалось воловьей кровью, в краски же добавляли яичный белок и пчелиный воск".



Национальный музей / Narodni muzeum Появление Национального музея в Чешской Республике, как и в других европейских странах, связано с накоплением коллекций, состоящих из подарков больших частных коллекций, в основном собраний, которые находились во владении чешских аристократов.
Но это стало лишь толчком для возникновения музея. Целая группа просвещенных дворян задолго до этого занималась подготовкой основания музея. Они создали Содружество Патриотического музея в Чехии, которое 15 апреля 1818 года подписало провозглашение об основании музея, а первым председателем Содружества стал граф Кашпар Мария Штернберг (1761-1838) - всемирно известный деятель в области палеонтологии.
Еще одно имя тесно связано с историей Национального музея. Это имя историка Франтишка Палацкого (1798-1876). Его организаторский талант и трудолюбие позволили ему быстро завоевать ведущую роль и уважение среди представителей чешского национального движения. Благодаря его усилиям укрепилось положение исторических дисциплин в музее. Большое значение для музея и научной жизни Чехии сыграло основание первых научных журналов, Журнала Национального музея (1827) и "Матицы чешской" (1832), в которых печатались научные и литературные работы. Инициатором создания этих журналов был Франтишек Палацкий.
Вслед за периодом Штернберга и Палацкого в развитии музея настало время, для которого характерны углубление и профессионализация деятельности.
Во второй половине 19 века в Национальном музее начинают возникать научные работы, которые имели основополагающее значение для развития множества научных дисциплин. Это произошло еще и потому, что в музейную коллекцию были включены самые значительные чешские частные коллекции. К их числу принадлежат: коллекция чешских минералов Линдецкера, гербарий Штернберга, а также его палеонтологическая и геологическая коллекции. В общей сложности 145 тысяч предметов. Естественно, что быстро разрастающаяся коллекция музея привела к идее постройки специального здания, где бы могли постоянно находиться экспонаты музея.
Первым, кто задумался об этом, был еще в свое время Палацкий. В 1840 году он предложил построить здание музея в рамках центра науки и культуры, но по разным причинам строительство не осуществилось, и музею пришлось несколько раз переселяться. Только в 1883 году был объявлен конкурс на проект здания Национального музея. Победителем стал Йозеф Шульц.
Торжественное открытие Музея Королевства Чешского состоялось 18 мая 1891 года.


Национальный музей.

Вацлавская площадь, 68, Прага-1
Крупнейший Чешский музей, основанный в 1818 году, находится в здании, построенном в неоренессансном стиле (1885-1890 г.г.) и представляет собой доминанту Вацлавской площади.


Филиалы Национального музея:
1. Лобковицкий дворец (Пражский Град, Йиржска,3), постоянная экспозиция музея - памятники народного прошлого, история дворца и клад св.Элигия.
2. Лапидарий (Прага-7, Выставиште, павильон 422), постоянной экспозицией которого является собрание памятников каменной скульптуры XI-XIX столетий.
3. Историческая аптека Дитрих, дом "У Золотого льва" (Нерудова улица, 32).
4. Тыршов музей физкультуры и спорта (Тыршов дом, Прана-1, Уезд 450), трамвай 12,22, ост.Геллихова.
5. Музей Палацкого и Ригра (ул. Палацкого 7, Прага-1, metro A, станция Мустек, тел.: 224497376.
6. Музей вооруженных сил Чехии или памятник Витков (У памятника 1900, 130 00 Praha 3, тел. 222 781 676.
7. Музей Напрстка - собрания азиатской, африканской и американской культур (Praha 1, Бетлемская площадь,1).
Кроме того, в ведении НМ находятся музеи: книги, музыки, композиторов Сметаны, Дворжака и ряд других.


Монастырь св. Георгия в залах бывшего монастыря св. Георгия (тоже на Градчанах, Namesti sv.Jiri, 33) можно познакомиться с коллекцией Старинного Чешского Искусства, собранию которой положил начало император Рудольф II. Здесь представлены: искусство романского периода, готическая скульптура, живопись, искусство маньеризма времен правления Рудольфа, барочная чешская живопись и скульптура. 

В 921 году в восточной части Пражского Града князь Вратислав-I основал храм - самое древнее из сохранившихся культовое сооружение Пражского Града, памятник романской архитектуры - базилику св. Георгия. Впоследствии в базилике нашли приют останки ее основателя, были погребены там и другие члены рода Пршемысловцев.
Старейший монастырь на Чешской земле был основан при храме Вратиславом и его сестрой Миладой (ставшей затем его настоятельницей) в 973 году для Ордена бенедиктинок. С тех пор в монастыре воспитывались дочери правящего рода и аббатисой стала не одна принцесса.
В 1782 г. в рамках реформ императора Иосифа-II монастырь был упразднен и служил в качестве казармы и ветшал совместно с костелом.
После ряда реконструкций с учетом множества технических задач – отопления, проветривания, осветления, пожарной безопасности и т.д., в 1963 году здесь нашли свое место собрания Национальной галереи.

Состоятельность и размах монастыря на территории града и его основание одновременно с созданием пражского епископства, являются свидетельством укрепления роли церкви в государстве, так же как и поддержка церкви Пршемысловцами, тем более что основателями монастырей являлись представители правящего рода.
Параллельно со строительством монастыря бенедиктинок (немного позже), неподалеку появились другие значительные романские комплексы: мужской монастырь в Бржевнове и монастырь премонстратов на Страгове.

Ядром монастыря является Храм, чаще всего базилика, тем более, что речь идет о романской архитектуре. К храму пристраивается Сводчатый коридор, окружающий четырехугольный (т.наз. «райский») двор, в центре которого обычно располагался колодец.
Главными помещениями, которые связывал коридор со сводчатыми перекрытиями, были: Капитульный зал для собраний, трапезная (рефлектарь) и общая спальня (дормитарь). По причине обособленности, монастыри были окружены высокой охраняемой стеной. В комплекс входили хозяйственные постройки, мастерские, госпиталь и сады-огороды.


Дворец Кинских на Староместской площади является как бы входными воротами, флагманом Национальной галереи, так как здесь располагается информационный центр Национальной галереи, и находится самая большая коллекция рисунка и графики. Собрание показывает развитие Европейской и местной графики от 16 века до сегодняшнего дня всех существующих техник.
Дворец Гольц-Кинских был построен в 1765 г. на месте, где прежде стояли три дома еще с эпохи раннего средневековья, самый южный из которых – романская постройка 12 века, его нижний этаж до сих пор сохранился в подвале дворца. С 1560г. началась перестройка в стиле ренессанс. Северная часть дворца возникла в середине 13 века. О средневековом образе жизни свидетельствует сохранившийся в нынешних подвалах первоначальный этаж, включая готические крестовые своды.
В ходе дальнейших перестроек образовался комплекс, образованный главным зданием, выходящим на площадь, (фасад выполнен в стиле позднего барокко) левого и поперечного крыльев, постройки со стороны Тынской улицы (фасад в стиле поздней классики), боковых крыльев и двумя отреставрированными дворами.
В распоряжение НГ здание поступило в 1949 году, сейчас полностью отреставрировано, когда здесь проходят интересные выставки, обращает на себя внимание очень качественная экспозиция.
Гравюры и рисунки чешских художников, а также Дюрера, Рембрандта, Гойи, Дали и Пикассо хранятся в депозитарии, и посмотреть на них нельзя. Но во дворце постоянно проходят временные выставки графики; о том, что именно выставляется в данный момент, можно узнать в вестибюле дворца или по телефону 24 81 07 58.


Дворец и парк "Звезда" летний дворец «Звезда» располагается в огромном парке, бывшем оленьем заповеднике, в западной части города. Габсбурги построили этот дворец в XVI веке, как летнюю резиденцию. Дворец в стиле ренессанс необычен тем, что имеет в плане форму шестиугольной звезды. 

В 1530 г. Король Фердинанд I выкупил у Бржевновского монастыря землю для своего охотничьего заповедника, который назывался Новым, в отличие от Старого – т.е. Стромовки. В 1541-1563 годах проходили работы по возведению по периметру заказника каменной стены с воротами (северные, с богатым каменным порталом сохранились).

Дворец расположен в задней части заказника, как point de vue, на замыкании перспективы. Это расположение дворца имело другие выгоды: прекрасный обзор живописной местности, кроме того, ансамбль становился частью великолепного пейзажа западной пражской окраины (как Стромовка – северной).

Необычную геометрическую форму дворца (шестиконечная звезда в плане) придумал и спроектировал второрожденный сын короля, императорский наместник в Чехии эрцгерцог Фердинанд Тирольский. Тирольским он стал, когда его брат Максимилиан стал императором.

Королевич Фердинанд Тирольский (1529-1595), получив прекрасное образование, стал настоящим вельможей эпохи Возрождения. Он разбирался и ценил искусство, (в этом Рудольф-II далеко не первичен), был коллекционером, имел свою великолепную библиотеку, кунсткамеру, держал при своем дворе ученых-алхимиков, астрологов, лучших музыкантов и часто давал великолепные пиры и празднества с театрализованными турнирами. Летний дворец и был предназначен для кратковременного пребывания, охоты, репрезентативных мероприятий и увеселений и отдыху.
В 1557 г. эрцгерцог тайно женился на прекрасной дочери банкира Филипине Вельзер, ему пришлось десять лет держать это в секрете, скрывая в замке Кршивоклат и в других чешских замках от гнева царствующего отца. Мещанское происхождение его избранницы не позволяло ввести ее в круг императорской фамилии, Габсбурги так и не приняли Филиппину в свой круг.
Филипина родила ему двух сыновей, которых пришлось провозгласить найденышами, чтобы Фердинанд мог их усыновить. Лишь двадцать лет спустя, в 1576-м году, римский папа признал брак легальным.
Романтическая легенда (возникшая в 19 в), что Фердинанд Тирольский выстроил «Звезду» для своей будущей жены Филиппины, остается пока только красивым вымыслом, однако не исключено, что задуман дворец был для нее (с историей этой действительно прекрасной дамы, известной своими медицинскими и кулинарными познаниями, можно познакомиться в замке Кршивоклат, там же висит популярная картина Алфреда Сейферта "Филиппина Велзер у епископа Яна Августа", узника замка).

С экспозициями музея можно познакомиться самостоятельно, цена входного билета для взрослых - 30 кч, для детей - 15 кч.
Adres: Na vypichu, Praha 6.



Клам-Галласовский дворец
Довольно обширный дворцовый комплекс находится на месте, где прежде был ряд объектов романского или готического происхождения.
Первая постройка комплекса – так называемый Самуэловский дом, полученный от Фердинанда II графом Яном Матиашем Галласом.
Его потомки расширили дворец во второй половине 17 века при участии арх. Канневалла, затем инж. Гаффенекером при участии целого ряда известных пражских художников был построен новый дворец по проекту Фишера из Эрлаха (закончен в 1730 г).
В течение следующего столетия проводились различные реконструкции.
Дворцовый комплекс в стиле зрелого барокко состоит из нескольких зданий, группирующихся вокруг большого квадратного двора, следующий, узкий двор располагается при входе с Гусовой улицы и, наконец, третий, относительно небольшой, - при хозяйственном флигеле.
Выразительными элементами главного фасада (со стороны ул. Гусова) являются два портала над въездами, украшенные парными скульптурами атлантов мастера М.Б.Брауна в ризалитах по краям, лоджия, средний ризалит с пилястрами ионического ордера, завершенный треугольным фронтоном и аттиковая балюстрада.
Из подлинных экземпляров пластического оформления кровли на мотивы греческой мифологии сохранилась лишь одна скульптура в оригинале па вершине фронтона и несколько копий на балюстраде. Все подлинники создал Браун.
Над окнами первого и второго этажей – прямоугольные карнизы, на третьем этаже – сандрики и вымперги (сегменты и треугольники). В малом входном дворе сохранился водоем-колодец в стиле барокко со статуей Тритона, также работы Брауна.
Помещения первого этажа всего дворца перекрыты сводами в стиле позднего барокко. Парадную лестницу главного крыла украшает роспись на мотивы римской мифологии художника Карлона, перила главной входной парадной лестницы украшены пластикой Брауна и фресками Карлона. Сохранились барочные двери и часть выложенных паркетом полов. Помещения в остальных флигелях в основном декорированы в стиле рококо.
С давних пор дворец был известным центром научной и культурной жизни в Праге. Как Галласы, так и Клам-Галласы, были знатоками и меценатами музыки, театра и изобразительного искусства. В салонах дворца концертировало множество чешских и зарубежныхтмузыкантов, в том числе, В.А.Моцарт и Л. Ван Бетховен. В 1812-1838 г. здесь регулярно проходили театральные представления и выставки картин.
В настоящее время во дворце размещается городской архив Праги.

Husova 20, Stare Mesto, Praha 1.



Портхеймка (Буквойка)
В 1722 г. кусок земли на Смихове купил один из самых известных архитекторов чешского барокко К.И.Динценгофер, а через 6 лет здесь стоял небольшой, но все же именно дворец для его семьи.
Это двухэтажная постройка с богато отделанным садовым фасадом и характерной для барокко лоджией.
Во втором этаже нашел себе место овальный мраморный зал с росписью по потолку В.В.Рейнера под названием «Вакханалия».
Позднее по обеим сторонам основного ядра появились два симметричных одноэтажных крыла (осталось одно, но об этом поздней).
После смерти строителя в 1752 г. из-за разногласий между наследниками дворец был продан, а спустя 4 года ее купил граф Франц Леопольд Буквой-Лонгевал.
В саду, простирающемся до самой Влтавы, он построил оранжереи, теплицы и прочее благоустройство. Граф часто устраивал здесь торжества, нередко с фейерверками. С тех пор усадьбу прозвали Буквойка.
Однако наследник графа сдал усадьбу в аренду, после чего здесь был устроен садовый ресторан. Дом ветшал по причине плохого ухода, а в 1804 г. его приобрел Ф.Делорме для своей фабрики по производству цикория.
В 1828 г. объект купили Моисей и Иуда Поргес из Портгейма, построившие у Влтавы ситцевый цех, а бывший летний дворец превратили в свою родовую усадьбу. Их наследник поднял боковые флигели еще на этаж.
В 70 г. Иосиф Портхейм создал музыкальный центр и устраивал в мраморном зале концерты силами замечательных музыкантов, в том числе его собственным квартетом, альтистом в котором был сам Антонин Дворжак.
Новая страница в судьбе усадебной постройки связана с появлением "соседа". Для строительства базилики св. Вацлава город Смихов откупил часть сада, а в 1884 южное крыло усадьбы было снесено, чем, понятно, была нарушена симметрия постройки, кроме того, и самому дому угрожала "красная линия", но Портгеймам удалось сохранить памятник-дворец. Однако повышение уровня ближайших улиц не украсило ни сад, ни постройку.
После второй мировой войны сад (вернее, то, что от него осталось) был открыт, а дворец был переоборудован под выставочный объект с кафе в первом этаже. Время от времени здесь проходят культурные мероприятия.

Открыто: круглый год, кроме понедельника с 10 до 18, обед с 12.30 до 13.15.












 

 


Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан